НРООИ Инватур Нижний Новгород быстрый переход к тексту страницы

Логотип НРООИ Инватур

НКО людей с инвалидностью и родителей способствуют продвижению инклюзивного образования в России

НРООИ "Инватур"
Н. Новгород
ул. Иванова 15
Телефон/факс
227 01 23
226 67 86
invatur@yandex.ru.


  • проект Знание - сила!
  • Данные о доступности городской инфраструктуры для маломобильных граждан Нижнего Новгорода
  • Инклюзивное образование, дети должны учиться вместе
  • В спорте все равны
  • Кино без барьеров

Новости региона Нижний Новгород: Инвалидность и Реабилитция в зеркале СМИ


 


статьи воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ №115 Московского района Нижнего Новгорода Сафроновой Елены Петровны

Взаимодействие педагогов с семьей по воспитанию социально уверенного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Обязательным условием и необходимой предпосылкой развития ребенка, как известно, является усвоение общечеловеческих духовных ценностей, безусловного его принятия и позитивного отношения к нему.
В настоящее время остаются недостаточно изученными многие теоретические и прикладные проблемы социализации ребенка в ходе сотрудничества со взрослыми и другими детьми. Наименее разработаны вопросы воспитания уверенного поведения, которое является показателем полноценного социального развития ребенка.
Неуверенность ребенка-дошкольника в собственных силах, сопровождаемая нерешительностью безынициативностью, может стать серьезным тормозом в развитии его активности, в проявлении творческой самодеятельности. Нередко у неуверенного ребенка формируется беспринципность, слепое подражание сверстнику, чувство бессилия перед любыми трудностями и даже «комплекс неполноценности».
Социальную уверенность в поведении дошкольника в первую очередь воспитывает семья, где естественным образом создаются условия для доверительного общения, при этом открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. И роль детского сада – помочь родителям осознать воспитательные возможности семьи и реализовать свой потенциал.
Насущную задачу времени – демократизацию и гуманизацию воспитания – невозможно решить без углубленного изучения феномена неуверенности, исследования его особенностей у детей дошкольного возраста и причин, его вызывающих. Только с учетом всех этих фактов может быть разработана эффективная система педагогических воздействий по преодолению неуверенности в дошкольном детстве в образовательном учреждении и внутрисемейном воспитании.

Достижение поставленных задач по воспитанию социально уверенного поведения детей невозможно без организации взаимодействия с родителями. Работа с семьями воспитанников была направлена на формирование у них необходимых знаний и умений:
1) осознанного отношения к проблеме воспитания в их детях такого важного качества, как социальная уверенность,
2) на понимание причин возникновения неуверенного поведения, которые кроются в неправильно организованной социальной ситуации развития ребенка в семье,
3) на повышение педагогической грамотности родителей.
Работа с родителями имеет свою специфику на разных этапах. В начале года важна работа по сплочению родителей, получению от них информации о ребенке. Оправдали себя следующие формы работы: родительское собрание, которое проходит в форме «круглого стола», в непринужденной обстановке, обсуждаем задачи социально-уверенного поведения; анкетирование родителей позволяет оценить атмосферу семьи, выявить понимание проблемы уверенности со стороны родителей.

На следующем этапе родители знакомятся с результатами анкетирования (собеседования проходят индивидуально), при необходимости им оказывается помощь в изменении отношения к детям в семье, в разрешении проблем ребенка с родителями. Нередко приходилось убеждать родителей в том, что спокойный тон разговора, внимание, сочувствие ребенку делают атмосферу семьи доброжелательной. Они учатся простым и в то же время действенным приемам создания эмоционального благополучия их сына или дочери через дружеское похлопывание по плечу или просто нежное прикосновение, ласковое поглаживание рукой по голове, руке, а также при поддержке – одобрении взглядом, позитивных обращениях-побуждениях («Попробуй, у тебя должно получиться»), применяя предвосхищающую положительную оценку; предоставляя ребенку возможность «выплескивания» аффекта в интимной, доверительной беседе с матерью, отцом, бабушкой, другими членами семьи.
Родители обучаются способам понимания эмоционального состояния их ребенка, учатся проявлять осторожность в воздействиях на детей: не торопить, не говорить о трудностях задания; не фиксировать внимание на неудачах и недостатках; не обращаться к ребенку в повелительном, приказном тоне; предоставлять ребенку больше самостоятельности, проявлять больше уважения; замечать и поощрять малейшие успехи.
Преимущество отдается индивидуальным формам работы: консультации о причинах возникновения неуверенности и методах ее коррекции. Эффективны дискуссии по вопросам воспитания, в которых при столкновении противоположных позиций родителей («авторитаров» и «демократов») выявлялись несостоятельность и косность тех, кто считает авторитет родителя незыблемым, а подчинение ребенка – обязательным и беспрекословным.

Выставки детских работ, фотоальбом «Наша группа» о занятиях и играх в детском саду позволяют строить индивидуальные беседы с родителями и учить их правильно реагировать как на успехи, так и неудачи детей в продуктивных видах деятельности. Для того чтобы конкретный ребенок почувствовал успех, свою значимость среди сверстников, родителям даются домашние задания: вспомнить вместе историю из жизни ребенка, подготовить ребенка к рассказу в группе, составить рассказ-описание кого-либо из друзей, знакомых, членов семьи, побывать на экскурсии. Особенно полезна такая работа для социально неуверенных детей.
В группе есть «Книга добрых дел». В ней отмечаются дела и помощь родителей в организации жизни детей в группе. Книга пробуждает интерес к участию в групповых делах, поднимает авторитет семьи, гордость ребенка за своих родителей, уверенность в себе.
В настоящее время индивидуальная работа с родителями продолжается; они знакомятся с задачами и содержанием работы по развитию эмоциональной восприимчивости, социально-уверенного поведения; ведется работа по закреплению навыков уверенного поведения детей дома.

Формы работы на данном этапе применяются следующие: коллективная беседа «Понимаем ли мы друг друга?», домашние задания на тему «Вместе с детьми». Предлагается в домашних условиях повторить отдельные игры и упражнения, разученные с детьми в группе, даются советы по использованию упражнений и игр для поддержки эмоционального контакта с ребенком, улучшения взаимопонимания (игры «Угадай по описанию»; «Кого не стало»; «Найди такой же»; игры-инсценировки в театре теней; игры со световыми и цветовыми эффектами).
Создаются условия для сотрудничества родителей и детей в деятельности. Родители приглашаются для участия в праздничных мероприятиях, концертах для мам, пап и более старшего поколения; проводятся выставки совместных поделок «Своими руками»;и организуется помощь родителей ребенку в выполнении домашнего задания «Нарисуй свою сказку», совместный рисунок детей и родителей «Наш выходной»;
В конце года родители заполняют анкеты-отзывы о проведенной работе, в которой отмечают изменения в ребенке и отношениях в семье.
Таким образом, необходимо создавать партнерские взаимоотношения между участниками педагогического процесса, в число которых входят и родители, проводить регулярные совместные мероприятия и встречи с ними.

Социальное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, достижение ожидаемых результатов в развитии личности ребенка. Любые личностные качества, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даются в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. И от того, как была организована работа родителей и педагогов дошкольного учреждения, будет зависеть результат – уровень сформированности социально уверенного поведения.

Планомерная работа по ознакомлению дошкольников с культурой взаимоотношений взрослых, сверстников, персонажей, включение ребенка в разнообразные личностно значимые и необходимые для него жизненные ситуации, в которых выявляется уже приобретенный и формируется новый социальный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные мотивы и важные социальные качества, к которым относится уверенность в себе. Важнейшим условием такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение социального климата в отношениях детей с взрослыми, сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) социального опыта дошкольника.

Список используемой литературы

  • Антонова Т.В. Значение способов общения в игре для регуляции детских отношений. // Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А. Репиной. М., 1987.
  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. Науч. Редактор Б.С. Волков. 3-изд., - М., Педагогическое общество России, 2000.
  • Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: - СПб; Акцидент, 1999.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  • Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье. М., 1990.
  • Рогов Е.И. Психология общения. - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.






Все события проекта:



Яндекс.Метрика

Архив проектов | Библиотека Инватур | Архив газеты | Архив новостей НРООИ "Инватур" rss
1995-99 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009-2010 | 2011 | 2012 | 2013 г.г.


Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс цитирования Copyright © 2000-2013. Авторские права не защищены, но имейте совесть. WebMastering Аntonij & AnisNN
E-mail: admin<>anisnn.ru