НРООИ Инватур Нижний Новгород быстрый переход к тексту страницы

Логотип НРООИ Инватур

НКО людей с инвалидностью и родителей способствуют продвижению инклюзивного образования в России

НРООИ "Инватур"
Н. Новгород
ул. Иванова 15
Телефон/факс
227 01 23
226 67 86
invatur@yandex.ru.


  • проект Знание - сила!
  • Данные о доступности городской инфраструктуры для маломобильных граждан Нижнего Новгорода
  • Инклюзивное образование, дети должны учиться вместе
  • В спорте все равны
  • Кино без барьеров

Новости региона Нижний Новгород: Инвалидность и Реабилитция в зеркале СМИ


 


статьи воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ №115 Московского района Нижнего Новгорода Сафроновой Елены Петровны

Социально-уверенное поведение у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы личности, в связи с этим основная функция детского сада – воспитательная. В настоящее время акцент в дошкольном учреждении делается на становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей и установок.

Теоретическое обоснование построения системы воспитания в ДОУ представлена в трудах выдающихся ученых, таких как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.Н.Лисина, Л.И.Кожович, Т.И.Репина и др.

К одной из базовых сторон личности относится и такое качество, как уверенное поведение, которое обеспечивает гармоничное взаимодействие с самим собой, с людьми, с окружающим миром. Уверенный ребенок хорошо себя чувствует в коллективе, в разных видах деятельности. Но, к сожалению, процент неуверенных не снижается, а увеличивается. Причины этого – в системе работы с ребенком как в ДОУ, так и в семье. На основе анализа теоретических источников нами были выделены показатели неуверенного поведения.
На вербальном уровне:
- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова, или наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
- рассказывает очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково;

На уровне социальных контактов:
- неприсоединение к группе играющих детей;
- разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;
- нежелание расставаться с родителями или другими близкими людьми;
- нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;
- неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказывать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
- беспомощность, паника в трудных ситуациях.

Проявление таких проблем отрицательно сказывается на личности ребенка. Если ребенок не преодолевает социальную неуверенность в дошкольном возрасте, то она преобразуется в школьную дезадаптацию и в дальнейшую жизнь.

Страх контакта, трудности в эмоциональном сближении с детьми, недоверие к людям ведут к тому, что они долго не могут наладить отношения со сверстниками, чувствуют себя одиноко, неуютно. Разумная требовательность педагога, взрослого воспринимается ребенком как жестокость. Ребенок постоянно испытывает стрессовое состояние, что приводит к нарушению психического здоровья, к эмоциональному срыву, к потере своего «Я».

Вот почему так актуальна проблема в наше время. Таким образом, важно определить, как развивается такое качество, как уверенность.
Ценностные ориентации, знания, позитив, опыт поведения, деятельность – это все позволяет приобрести уверенность в себе.
Кроме этого, отмечено, что для воспитания уверенности важна система отношений, в которую ребенок погружен.

Работа психологов и педагогов (Т.А.Репина, Е.К.Золотарева) позволяет прийти к выводу, что группа детского сада – важнейший социализирующий агент, способствующий развитию социального поведения и личности ребенка. Именно она оказывает позитивное влияние на успешную социализацию в обществе, на формирование характера ребенка, на активное познавательное отношение к миру и себе.
Психологи считают (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.И.Лисина), что любое нравственное качество формируется через эмоциональную, познавательную и поведенческую сферы. В работе педагогов (Т.А.Репина, Т.В.Антонова) представлены методы воздействия на чувства, сознание, поведение. В результате этих работ обогатился репертуар методов и приемов с детьми по воспитанию уверенного поведения,  убедились, что такая работа дает эффект, если будет строиться на основе принципов личностно-ориентированного обучения.
Практическая работа осуществлялась с группой детей старшего дошкольного возраста в течение года. Показаны результаты работы с детьми и родителями. Работа велась по плану, специально разработанному и апробированному в течение нескольких лет.

В плане особенно выделяли адаптационный период - в этот период времени, чтобы дети познакомились, сблизились – проводилась работа посредством игр, таких как: «Волшебный колокольчик», «Катись, катись яблочко», «Волшебные шары», «Имя и движение». С помощью игр дети быстрее осваивали пространство, запоминали имена друг друга, устанавливали взаимные контакты со сверстниками и взрослыми.
Дальнейшая работа по сплочению группы направлялась на поддержку и укрепление общности, доверия, групповой сплоченности (т.е. на коммуникативные умения). В течение всего года проводились групповые ритуалы (приветствия, прощания, минутки общения, дружеские посиделки).

Проводились занятия, на которых организовывались игры – упражнения на закрепление правил общения, на создание положительного эмоционального фона.
В процессе занятия постоянно создавались ситуации успеха, одобрения, поддержки детей в разных видах деятельности, поощрялась их уважительное отношение к сверстникам, исключающее всякое давление, принуждение, оценку, осуждение. Каждому из детей представлялась возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, быть терпеливым, внимательным и доброжелательным к сверстникам.
В целях преодоления неуверенности проводилось опережающее индивидуальное обучение с неуверенными детьми, где использовались ободряющие внушения: «У тебя должно получиться», «Все будет хорошо», успокаивающие инструкции: «Если чуть-чуть постараться, у тебя все получится», «Когда я была маленькой, …», положительное оценивание: «Хорошо», «Молодец», «Умница» и конкретно в чем.
Для снятия эмоционального напряжения у детей проводилась психогимнастика, где изучали различные эмоции, учились рационально управлять ими. Психогимнастика помогала преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, дала возможность более уверенно самовыражаться через движение. Организовывали психогимнастику в свободное время, а также включали в физкультурные занятия, иногда заменяли ею утреннюю гимнастику, использовали на разных видах занятий, в повседневной деятельности детей.

Психогимнастику мы проводили и в форме игровых занятий, упражнений и телесно-ориентированных игр («Осенний лес», «Повтори за мной», «Художники» и т.д.); подвижных игр, направленных на развитие разных видов памяти и внимания («Найди свой дом»); игр на взаимодействие в паре, в группе; в виде образных игр с изображением разных игровых персонажей, животных, растений, стихий; упражнений под музыку разных стилей.

Особое место в воспитании социально-уверенного поведения отводили игре. В ней дети выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью личности (чувство товарищества, взаимовыручка). Наша роль в игре, оказать помощь в организации, увлечь, обогатить репертуар детских игр и ролевых действий, для чего важно быть «своим» среди детей, внимательно наблюдать за ними и реагировать на их инициативу.

Развивающая среда также играет большую роль в овладении детьми навыками социально-уверенного поведения.
Насыщенность игровой среды разнообразными предметами, оборудованием и игрушками, их наличие в нескольких экземплярах создает для ребенка чувство защищенности. Различные ширмы предусматривают возможность как индивидуальных, так и коллективных игр, уголки психологической разгрузки с вариантами звуковых эффектов (шум прибоя, пение птиц) успокаивающе действует на детей и создает ощущение эмоционального комфорта. Все это способствует созданию атмосферы свободы, защищенности, уверенности.

Очень важно установить доверительные отношения с родителями.  Главной задачей при работе с семьями является формирование представлений о социальной уверенности, способах воспитания ребенка. Кроме традиционных родительских собраний, которые проходят в форме «круглого стола», где обсуждаются задачи социально-уверенного поведения, проводятся анкетирования, которые позволяют оценить атмосферу семьи, выявить понимание проблемы уверенности со стороны родителей. Проводились дискуссии по вопросам воспитания (противоположные позиции родителей). Кроме этого проводилась индивидуальная работу, где родителям предлагали рекомендации о проявлении осторожности в воздействиях на детей; проводили консультации о причинах возникновения неуверенности, методах их коррекции.
Для поддержки эмоционального контакта между родителем и ребенком, улучшения взаимопонимания, рекомендовали, например, вспомнить вместе историю из жизни ребенка, и подготовить к рассказу в группе, составить рассказ-описание кого-либо из друзей; организовать помощь ребенку в выполнении задания «Нарисуй свою сказку»; выполнить совместные рисунки детей и родителей «Наш выходной»; побывать на экскурсии; приготовить поделку из природного, бросового материала.

Семьи являлись активными участниками праздничных мероприятий, концертов для мам, пап и более старшего поколения, спортивных развлечений. Все это сплачивает, организует детей и родителей.
Таким образом, о результатах проведенной нами работы, о ее эффективности, можно судить на основе сравнения исходного уровня развития социальной уверенности у детей с итоговыми данными по окончанию этой работы.

К концу года у детей в большей степени стали проявляться такие качества, как: умение налаживать контакт; вести и заканчивать разговор; выражать, как позитивные, так и негативные чувства.
В дальнейшем планируется проводить работу в том же направлении, искать новые методы и приемы в воспитании детей.

Система работы, выстроенная в русле конкретной проблемы, создает для детей возможность стать полноценными членами общества и полностью реализовать себя. Важно предусмотреть все факторы, влияющие на воспитание социально-уверенного поведения и организовать жизнь ребенка в комфортной для него среде.

Социальную уверенность в поведении дошкольника в первую очередь воспитывает семья, где естественным образом создаются условия для доверительного общения, при этом открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка, и роль детского сада – помочь родителям осознать воспитательные возможности семьи и реализовать свой потенциал.







Все события проекта:



Яндекс.Метрика

Архив проектов | Библиотека Инватур | Архив газеты | Архив новостей НРООИ "Инватур" rss
1995-99 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009-2010 | 2011 | 2012 | 2013 г.г.


Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс цитирования Copyright © 2000-2013. Авторские права не защищены, но имейте совесть. WebMastering Аntonij & AnisNN
E-mail: admin<>anisnn.ru